Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы. Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка.Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Поскольку ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, она является важнейшей формой организации их жизни, наиболее для них интересная и доступная. Поэтому наиболее эффективным средством в комплексной коррекционной работе с дошкольниками является использование игровых приемов, сказкотерапии.
Педагогу очень важно обеспечивать на занятии положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти ребенка полученные знания актуализировать их в новой ситуации. Хорошим помощником в этой работе является сказка.
Общеизвестен интерес детей к сказкам. Сказка заставляет сопереживать героям, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
При условии правильного творческого подхода, возможности сказки огромны.
Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка всегда выше, чем к обычным упражнениям.
Сюжеты игровых занятий по мотивам сказок интересны любому ребенку, в любом возрасте и с любым отклонением в развитии. Применение авторских сказок на занятиях, насыщенность инновационным наглядным материалом вызывают огромный интерес детей к обучению, постоянно поддерживают их положительный настрой, стимулируют мыслительную деятельность.
Интеграция во время «сказочного» занятия и смена различных видов деятельности: развитию речи, игровой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной, физкультурно-оздоровительной, — позволяет избежать переутомления и поддерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия.
Посредством общения со сказкой у детей происходит развитие творческого воображения. Дети не просто слушают сказку, а становятся участниками действия, проявляют интерес и познавательную активность. Путешествия по сказкам освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Пробуждается фантазия и образное мышление.
Сюжеты сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста детьми. Язык сказок ритмичен, слова часто рифмованы, слова сказок интересны сами по себе. Все это приобщает к красоте, точности и глубине художественного слова, к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору.
Поэтому сказка является так же важным средством развития художественно-эстетическое восприятие и личность в целом.
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, а можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.
Для постановки сказок используют различные виды театров: пальчиковый, театр би-ба-бо, теневой (плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране), настольный театр (куклы театра, плоскостные фигуры действуют на столе, театр на фланелеграфе (плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе), театр игрушек (сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы) и другие.
Сказка может планироваться в разных образовательных областях: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно эстетическое развитие; физическое развитие и активно использоваться воспитателями на занятиях.
На логопедических занятиях использование логосказок помогает решить множество коррекционных задач: развитие диалогической и монологической речи; повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности, поскольку способствуют развитию творческого воображения, художественно-эстетического восприятия у детей; коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов; создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой; приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору.
Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементо..сказкотерапии.
Логосказки могут проводиться как целое занятие, дидактическую игру или театрализованное представление.
Логосказки могут быть использованы в своей работе, как логопедами, так и воспитателями логопедических и общеобразовательных групп.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
• Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).
• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету). Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Логосказка может использоваться в разных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность.
• Театральная деятельность.
• Коммуникативная
• Музыкальная деятельность
• Познавательная деятельность
Можно использовать следующие виды логосказок:
Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику);
пальчиковые (стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, развивают мелкую моторику, графические навыки);
фонетические (предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.);
лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий);
сказки, способствующие формированию связной речи;
сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываются следующие особенности:
* речевой статус детей(общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дизартрия);
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфику возраста (высокая Работа со сказкой проводится один раз в неделю.
Структура занятия одновременно может состоять из 5-6 этапов. Планируя работу, необходимо учитывать объём, концентрацию внимания ребёнка, состояние активного словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. В зависимости от этого подбираются языковые, лексико-грамматические средства в соответствии с планом развития ребёнка.
Каждое занятие по сказке начинается с организационного момента, подготавливающего ребёнка к дальнейшему восприятию.
Следующий этап – рассказывание сказки, при этом моделирование сюжета повествования с помощью предметного изображения героев.
По ходу рассказывания сказки ребёнок вовлекается в совместную деятельность. Например, предлагаются лексико-грамматические игры.
Также, в рамках сказочного сюжета ребёнок отрабатывает целенаправленную воздушную струю, развивает артикуляционную моторику.
Органично вписываются в работу со сказкой и этапы развития произвольной моторики пальцев рук, физкультминутка, пальчиковая игра (импровизация движений в такт стихотворению, координация речи с движением).
Итог занятия содержит вопросы или задания по закреплению содержания сказки. Развитие диалогической речи. Дети дают полный ответ на вопросы педагога. Лексический разбор текста проводится с использованием картинок.
А также оценка работы детей. (Чему сегодня научились? Что больше всего запомнилось?)
Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение обусловлено не только темой занятия, но и характером используемых персонажей.
Несколько примеров логосказок:
Пальчиковые сказки
Логопед ежедневно на занятиях использует пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.
Сказка о маленьком котёнке

Однажды маленький котенок вышел во двор (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»).
На заборе сидел петух и громко кукарекал (ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны).
По двору гуляла курица с цыплятами (ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).
Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде).
Рядом важно шагал гусь (поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»).
На полянке гулял козленок (указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).
Артикуляционные сказки.
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке.
Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом. Игровым персонажем, который надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения на индивидуальных занятиях, создается благоприятный эмоциональный фон. Движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны)
и пекла блины (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной).
Котенок очень любил блины со сметаной (слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»). А Маша смазывала каждый блинчик вареньем (слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). В красивые глубокие чашки Маша налила чай
(рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»).
Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх).
После завтрака котенок выходил гулять на улицу.
Сказки по обучению грамоте
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки).
В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).
Сказка о веселой букве Х»
Жила-была буква Х. Она была очень веселая и всегда везде смеялась: «Ха-ха-ха»! Пошла она однажды гулять и увидела яркую бабочку, сидящую на красивом цветке. «Ха-ха-ха» — крикнула ей буква Х. Бабочка в ответ помахала ей крылышками. Вдруг подул сильный ветер, стебелёк цветка сильно наклонился и поломался. Ха-ха-ха» — снова засмеялась буква Х. Бабочка посмотрела на неё и спросила: «Почему же ты смеешься, ведь цветок поломался и он никогда уже не будет таким красивым, как прежде»? Бабочка улетела, а буква Х задумалась: «Ох-хо-хо, я была не права». .Буква Х осталась такой же весёлой и жизнерадостной, но теперь на грустные события она уже не смеялась, а говорила «Ох-хо-хо».
Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса,
словообразование, словоизменение.
Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1.Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2.Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3.Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4.Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания — составление творческих рассказов.
5.Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Сказка позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи. Главное, помнить, что сказка для ребенка — игра, волшебство. А в сказочной атмосфере, в игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.
Таким образом, в работе с дошкольниками разного возраста, особенно с детьми, имеющими речевые нарушения, сказка является эффективным коррекционным и развивающим средством, помогающим не только развивать речь, но и сформировать у детей художественно-эстетическое восприятие и развивать личность в целом.
Н.О. Виноградова